По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

«Трогательное торжество водоосвящения» – раритетные издания Президентской библиотеки о празднике Крещения Господня

19 (6 по старому стилю) января отмечается Крещение Господне – один из важнейших православных праздников. Разнообразные материалы, посвящённые духовному содержанию и особенностям празднования этого дня в разные времена – раритетные издания, исторические труды, церковные сочинения, фото- и кинохроника – доступны на портале Президентской библиотеки в коллекциях «История Русской православной церкви» и «Новый год и Рождество в России».

История праздника восходит к крещению в реке Иордан Иисуса Христа. Протоиерей Иоанн Бухарев в пособии «Самые первоначальные религиозно-нравственные беседы с детьми…» (1901) писал: «…Пришёл к Иоанну Предтече креститься Иисус. Бог указал Иоанну, и он узнал в Иисусе Христе Спасителя. Когда Иисус Христос требовал, чтобы Иоанн крестил Его, то Иоанн говорил Ему: „Мне надобно креститься от Тебя, а не Тебе от меня. Но Иисус сказал: „Не удерживай. Так следует теперь быть по воле Божией“».

Этот же автор в книге «О праздниках православной церкви» (1874) поясняет смысл других названий праздника Крещения Господня: «иначе празд. Богоявления, потому что в сей праздник, во время Крещения Господа Спасит., все 3 лица Св. Троицы были явлены людям: Бог Отец говорил с неба, Бог Сын крестился, Бог Дух Св. сходил с неба на Сына. <…> Сей праздник называется Богоявлением ещё потому, что со дня Крещения И. Христос явил себя миру, как Бог Спаситель… Что значит, что праздник Крещения называется Просвещением? Так называется праздник Крещения потому, что после крещения своего Христос Спаситель начал просвещать людей проповедию о вере и добродетели…»

Как этот день отмечают православные, рассказывает протоиерей Василий Никольский в издании «Двунадесятые праздники Православной церкви или Цветник церковного сада» (1892): «6 января, после Литургии с св. крестом, св. иконами, хоругвями священники, со своими прихожанами, идут на реку, где и совершается водоосвящение, с пением тропаря празднику… Трогательное торжество водоосвящения переносит мысль верующих к тому времени, когда И. Христос крестился в Иордане… поэтому и крестный ход на реку называется ходом на Иордан. Счастие велико наше, что Св. Церковь каждогодно поминает нам об Иорданском событии: во имя этого события освящаются воды и в наших речках. Крещенскою водою недаром окропляются не только люди, но и жилища наши, все службы и огороды: это делается для того, чтоб сатана, враг человеков, не смел приблизиться к человеку и его имуществу».

Искусствовед и историк Иван Божерянов в работе «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1895) также уделил большое внимание традициям празднования Богоявления: «…в древности, по словам иностранцев, в день Богоявления стекался народ в Москву со всего государства, чтобы видеть освящение воды патриархом на Москве-реке. <…> По погружении креста в воду, патриарх серебряным ведром черпал воду из Иордани и подавал келарю; потом он наполнял также государеву стопу, которую относили во дворец и здесь кропили святою водою иконы. Затем, трижды осенив Государя крестом, патриарх кропил его святою водою и поздравлял с торжеством».

В фонде Президентской библиотеки представлена электронная репродукция фотографии первого светописца Петербурга Ивана Бианки «Петербург. Адмиралтейская набережная». Один из самых ранних хроникальных кадров был сделан в 1854 году в праздник Богоявления во время ежегодной церемонии освящения воды в Неве. На дальнем плане находится Иордань – временный деревянный храм, устанавливаемый во время Крещения. Также, благодаря представленным кадрам кинохроники «О праздновании Крещения Господнего, церемония крестного хода, освящение воды в г. Печоры в 1938 году», мы своими глазами можем увидеть, как отмечали праздник много лет назад.