По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Вспоминая Лидию Дмитриевну Грошеву

Лидию Дмитриевну Грошеву (22.02.1926 – 12.02.2018) помнят многие прихожане Иверского храма города Рыбинска. Воспоминаниями о ней поделились Валентина Гадалова и Людмила Ильина.

Лидия Дмитриевна Грошева начала работать няней у хозяев. Она приехала в Рыбинск с подругой.

Отец умер рано, детей было пятеро, они очень голодали. Выручил брат, который поехал на заработки и привозил хлеб. Мама была очень верующей, ходила в церковь, которая находилась далеко от деревни. Она брала с собой Лиду. Так с детства девочка полюбила храм и, когда мама не брала ее с собой, плакала.

В Рыбинске она стала ходить в Покровскую церковь. Очень тепло отзывалась об отце Михаиле и матушке Нине. Она вместе с прихожанами заготавливала дрова, мыла полы, окна. Ночевала она в церкви. Вечером на ужин ела свои скромные продукты. За трапезой с отцом Михаилом узнавала много интересного.

Позднее Лидия стала ходить в Георгиевский храм. Там она тоже помогала во всем. Жила она в это время уже за Волгой и там познакомилась с отцом Димитрием; в тот момент он был диаконом. Ему предложили восстанавливать Иверскую церковь. Он начал собирать людей. Помогала ему в этом Лидия. Она ходила по заволжскому району, собирала подписи. Восстанавливать храм было нелегко, вручную на тачках вывозили мусор из храма. Вместе с прихожанами ездили на картошку в Пошехонский район.

Я увидела бабу Лиду в Иверском храме. Она всегда стояла у кануна маленькая, аккуратная, скромная. Мне она напомнила мою маму. Руки у нее были трудовые, сажа не отмывалась от них, и от нее всегда пахло дымом. Жила она в частном доме на четверых хозяев. Условия были тяжелые: зимой избу заметало снегом, вода в чайнике замерзала. Бабушки, которые проживали в этом доме, были значительно старше Лидии, и она всем помогала: чистила снег, на Пасху мыла потолки, окна, клеила обои, топила печки, а летом копала огород.

Лет до 87-ми Лидия Дмитриевна еще сама копала огород, сажала картошку, морковь, свеклу, лук. Жила она в этом время уже в доме ветеранов на ул. Кирова. Священник Алексий из храма свт. Тихона Задонского предлагал ей свою помощь в перевозке урожая, но она отказывалась, дабы не утруждать других своими проблемами. Жилье ей предлагали и ранее, но она отказывалась, говорила: «Вот всех своих старушек похороню и тогда перееду».

До инфекционной больницы Лидия Дмитриевна работала в детском саду. С малыми детками они выезжали на дачу в Якуники. Она знала всех по именам.

В храм Лидия ходила каждый день. Когда заболели ноги, она стала ходить в Спасо-Преображенский собор. Я тоже перешла вместе с ней. Позднее она перебралась в Сретенский храм, что рядом с домом.

Когда я приходила к ней в гости, она зачастую вела меня на балкон и говорила: «Посмотри, у меня и Собор и Сретенский храм видно». Она много читала Акафистов. Никогда Лидия Дмитриевна не жаловалась на «болячки». К 90 годам у нее стали очень болеть колени, я предлагала ей мази, но она мазала освященными маслами, слив их в один пузырек. И всегда говорила: «Если я буду лечиться лекарствами, значит, я не верю в Бога».

Валентина Гадалова

 

Лидия Дмитриевна Грошева начала работать с 13-ти лет.

Она рассказывала, как сорок лет проработала в Рыбинской городской детской инфекционной больнице санитаркой. Кроме своей основной работы, постоянно ухаживала за больными детьми: успокаивала, носила на руках, когда они плакали. Это было нелегко, потому что она сама была хрупкая и маленькая. Да и заразиться можно было легко. Но она делала это потому, что любила и жалела детей. И Бог хранил Лидию Дмитриевну за добрые дела. За все 40 лет она ни разу не заболела никакой инфекционной болезнью.

Жила тетя Лида за Волгой, а Иверский храм был ее вторым домом. Вся жизнь ее была в Боге и исполнении заповедей Его. Каждый день в храме на службе, в течение 10 лет простояла у свечей на кануне. И познакомились мы с ней по дороге в храм свт. Тихона Задонского в его престольный праздник. Я ехала туда в троллейбусе, не зная точно дороги, и никто не мог мне подсказать, а она сказала, что едет туда же. Мы вышли на остановке и пошли в храм вместе. Я была рада, что так получилось. От нее я узнала, что в храме, где престольный праздник, особая благодать, и запомнила это.

В Иверском храме ее все знали и относились с уважением, и тетя Лида многих знала по именам. У нее была прекрасная память: даже когда ей было уже далеко за 80 лет, она при встрече часто спрашивала меня о моих детях и внуках, называя их по именам, и об их делах, хотя и не со всеми из них была знакома. На ее глазах в храме выросли три батюшки: отец Алексий Зорин, отец Димитрий Скороспелов и отец Илий Садовский, который после ухода в вечность своего отца стал настоятелем Иверского храма. Тетя Лида рассказывала, как дружила с ними, когда они были маленькими. Она была всегда с улыбкой, всем помогала: молитвой, мудрым советом, добрым словом и даже заказывала сорокоусты о здравии за свои деньги. Сама же отказывалась от всякой помощи, говорила, что ей ничего не нужно. Однажды она мне пожаловалась на плохое зрение. Я хотела подарить ей молитвослов с крупным шрифтом, но она отказалась, потому что все утренние и вечерние молитвы знала почти наизусть, и сказала, что он мне самой пригодится. Так и случилось. Теперь, читая молитвы по этому молитвослову, я вспоминаю тетю Лиду.

Еще она любила паломничество. А сколько раз тетя Лида была на крестных ходах в городе Тутаеве с иконой Всемилостивого Спаса по обоим берегам Волги! Это очень непросто. Часто ездила на службы в Некоузский район в село Верхне-Никульское. Там служил отец Павел Груздев, известный на всю Россию. Дорога сложная, паломники возвращались только на следующий день, а спали на полу в храме. И еще Лидия Дмитриевна много молилась, часто читала акафисты. Ее любимым акафистом был акафист иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная радость». Бывало, когда поговоришь с тетей Лидой, то на душе радостно.

Люди, которые видели ее впервые, сразу понимали, что это глубоко верующий человек. Однажды подруга моей дочери, впервые придя в Иверский храм и увидев тетю Лиду у праздничной иконы, с умилением сказала: «Вот есть же еще такие бабуси – настоящие!».

Слава Богу за то, что Он дал мне общаться с истинной христианкой: таких, как она, мало! Вспоминая тетю Лиду, я очень жалею, что мало узнала о ее очень длинной жизни: всё думала, что успею спросить. А надо всегда помнить, что можно не успеть.

Помню случай, когда она в Страстную Пятницу после выноса Плащаницы осталась в Спасо-Преображенском соборе ждать чин погребения, потому что считала невозможным пропустить эту службу, а пойти домой немного отдохнуть не могла из-за больных ног.

Лидия Дмитриевна всегда надеялась на помощь Божию, говорила, что с Богом ничего не страшно. Когда я предложила ей мазь для лечения ног, она отказалась, потому что предпочитала лечиться святым маслом. Всегда строго соблюдала посты, даже в последние годы жизни, когда здоровье было уже слабым. Последние полгода она прожила в церковном доме, в который поселил ее наш любимый настоятель Иверского храма отец Димитрий Садовский (Царство ему Небесное!), спасая от нерадивых соседей по коммунальной квартире в ветеранском доме, которые пьянствовали. Батюшка любил своих прихожан и заботился о них.

Умерла Лидия Дмитриевна Грошева в день трех Святителей 12 февраля 2018 года. Упокой Господи душу усопшей рабы Божией Лидии в Царствии Небесном!

Людмила Ильина 

На фото:

1. Лидия Дмитриевна в храме Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (паломническая поездка в Ростов Великий, 29 августа 2010 года).

2. Лидия Дмитриевна на крестном ходе в Тутаеве, 03 июля 2011 года.

3. Лидия Дмитриевна на крестном ходе в Тутаеве, 03 июля 2011 года.

4. Лидия Дмитриевна на крестном ходе в Рыбинске (престольный праздник Спасо-Преображенского собора, 19 августа 2013 года).

Фотогалерея