По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Материалы для истории Русского флота. Адмирал Ушаков

5 августа исполняется 20 лет с момента прославления святого праведного воина Феодора Ушакова. Публикуем фрагменты большого жизнеописания выдающегося флотоводца из «Материалов по истории Русского флота» под редакцией Р. Н. Мордвинова. Жизнь нашего земляка адмирала Ушакова описана здесь со всей достоверностью, вместе с тем увлекательно и просто. Публикация подготовлена архивным отделом Рыбинской епархии.

Материалы для истории Русского флота. Русские флотоводцы. Адмирал Ушаков.

/Под редакцией кандидата военно-морских наук капитана первого ранга Р. Н. Мордвинова/

Многовековая история развития русского военного искусства насыщена событиями, свидетельствующими о том, что оно создавалось и совершенствовалось в победных боях с врагами на суше и на море. Видную роль в этих победах играл русский военно-морской флот.

Российский Военно-Морской Флот, воспринявший и развивший все ценное из боевых традиций русского флота, гордится славными именами выдающихся русских адмиралов, среди которых одно из первых мест по праву принадлежит адмиралу Ф. Ф. Ушакову.

Служба Ушакова на флоте протекала в период напряженной борьбы России за выход в Черное море.Кроме того, турецкие и татарские опорные пункты в Крыму и вообще в Причерноморье были постоянной угрозой русским владениям на юге. Во второй  половине XVIII века объективно русско-турецкие войны вели к возвращению России исконно русских земель Причерноморья, что способствовало усилению обороноспособности русского государства.

Ушаков в это время служил на Азовской флотилии под начальством вице-адмирала А. Н. Сенявина. В 1773 году флотилия Сенявина несла крейсерскую службу у берегов Крыма. В качестве командира небольшого корабля Ушаков принимал непосредственное участие в боевых действиях на Черном море.

Служба на кораблях явилась для Ушакова большой практической школой. Одновременно молодой Ушаков изучал боевой опыт русской эскадры в Средиземном море, особенно опыт сражения при Чесме (1770 г.), когда полностью был уничтожен турецкий флот. Тщательно изучал он и блестящие действия русского Балтийского флота в период Семилетней войны.

По возвращении из Средиземного моря Ушаков был назначен командиром строившегося в Херсоне линейного корабля «Святой Павел» и вскоре стал организатором и душой создававшегося Черноморского флота. Он был первым воспитателем и руководителем черноморцев, а впоследствии и их боевым адмиралом, одержавшим ряд блистательных побед над флотом противника.

В короткое время был создан Черноморский военно-морской флот, а также значительно усилился флот на Балтике, где в период с 1760 по 1795 год было построено 89 линейных кораблей, 40 больших и 18 малых фрегатов.

Ф. Ф. Ушаков был горячим поборником новой техники, посещал литейные заводы и лично следил за изготовлением орудий для кораблей. Так, после посещения завода в Херсоне в 1791 г. Ушаков писал: «На литейном заводе работы также производятся с успехом; немалое число пушек уже отлито, три 18-фунтовые высверлены и вчерашний день при мне пробованы и оказались весьма хороши, посадка меди в них плотна и надежна».

Насыщенность каждого из данных Ушаковым сражений новыми приемами, их умелое сочетание с приемами, уже известными раньше, наглядно подтверждают, с какой исключительной быстротой он ориентировался в обстановке и умел принять правильное решение. Авантюризм был чужд тактике Ушакова, никогда не пренебрегавшего осторожностью. 

По окончании русско-турецкой войны и заключении Ясского мира Ушаков приступил к работе по дальнейшему строительству Севастополя. Устройство порта, верфей, доков, набережной —все это было предметом его неустанных забот. К 1797 году благодаря энергичной деятельности Ушакова Севастополь превратился в благоустроенный по тому времени порт.

В 1796 году на русский престол вступил Павел I. Международная обстановка к тому времени крайне обострилась. В 1797 году Наполеон захватил всю Северную Италию, находившуюся тогда под властью Австрии, Ионические острова в Средиземном море и ряд крепостей в Албании, на западном побережье Балканского полуострова.

Для участия в войне на Средиземном море была выделена эскадра под командованием адмирала Ушакова, которая 13 августа 1798 года вышла из Севастополя в составе 6 кораблей, 7 фрегатов и 3 посыльных судов. На кораблях находился десант в 1700 человек. Взятие Ушаковым сильнейшей морской крепости Корфу явилось невиданной для того времени победой. Ушаков вновь продемонстрировал высокое флотоводческое искусство, а русские моряки показали отличные боевые качества.

Получив весть о победе Ушакова на острове Корфу, Суворов воскликнул: «Великий Петр наш жив... Что он, по разбитии в 1714 году шведского флота при Аландских островах, произнес, а именно: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет», — то и теперь мы видим. Ура! русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?».

Вскоре после взятия Корфу боевые действия эскадры Ушакова были перенесены к побережью Южной Италии. Командовавший  в то время союзными русско-австрийскими армиями Суворов предложил Ушакову послать отряд судов к Адриатическому побережью Италии для блокады Анконы, так как находившиеся там французские суда могли перехватывать австрийские транспортные суда и тем самым угрожать коммуникациям, важным для союзницы России — Австрии. Торжественным вступлением русских моряков в Рим, оставленный французами по условиям капитуляции, закончились действия десанта эскадры в кампанию 1799 года.

Стратегия и тактика Ушакова были подчинены одной цели —уничтожению живой силы противника. Так же как и Суворов, Ушаков всегда искал решительного сражения. Это придавало его тактике ярко выраженный наступательный характер, причем его приемы наступательной маневренной тактики были полнее и богаче приемов западноевропейских адмиралов.

Правильное понимание роли флота в системе вооруженных сил позволило Ушакову стать большим мастером организации взаимодействия флота с сухопутными войсками. Особое значение придавал Ушаков созданию при флоте штатных формировании сухопутных войск (морской пехоты).

Федор Федорович Ушаков посвятил флоту всю свою жизнь. Если благодаря Румянцеву и особенно Суворову русская армия не только сохранила славные боевые традиции, но и значительно приумножила их, то во флоте эта заслуга принадлежит Ушакову, ставшему новатором в ведении морского боя и основоположником передовой русской военно-морской тактики.

Ушаков не проиграл ни одного морского сражения, и главным фактором своих побед он считал прежде всего стойкость и мужество матросов эскадры. Сам Ушаков неустанно заботился о команде и часто в период перебоев снабжения эскадры тратил на питание и нужды команды свои личные средства. Гуманное отношение к матросу и продуманная система воспитания личного состава эскадры во многом роднили Ушакова и Суворова.

Ушаков, так же как и Суворов, высоко ценил моральные качества русских воинов. Русские солдаты и матросы, взятые по рекрутскому набору, были в моральном отношении значительно выше наемных солдат и матросов иностранных государств, для которых война была только профессией и средством наживы.

Его отеческая забота о служителях флота наглядно видна из следующих строк краткой записки от 10 мая 1792 года: «По вступлении моем в командование флотом для сбережения служителей казарм и госпиталей, кроме ветхих нескольких только малых строении (на низких и нездоровых местах сделанных), почти совсем не было... Корабельные команды чрез неусыпные старания и труды имеют ныне на лучших возвышенных местах при открытом воздухе казармы с лучшим расположением... Госпитали на открытом же возвышенном месте и чистом воздухе вновь ныне построены... Чрез это служители с довольным успехом сбережены...» .

Ушаков много внимания уделял воспитанию, выучке и боевой закалке личного состава флота. Он был одним из основоположников знаменитой черноморской школы морской выучки, из которой впоследствии вышли адмиралы Лазарев, Корнилов, Нахимов, Истомин и другие доблестные защитники Севастополя. Город русской морской славы — Севастополь — многим обязан Ушакову.

Характеристика деятельности адмирала Ушакова будет неполной, если не упомянуть о его дипломатических способностях и политическом кругозоре, которые с особой силой проявились в период 1798—1800 гг. В сложной обстановке интриг со стороны Англии и других союзников Ушаков сумел, завладеть  основными островами Ионического архипелага,  сделать из них на продолжительное время надежный опорный пункт для русских сил на Средиземном море. Сумел установить тесный контакт  с представителями местного населения на Ионических островах. Под его руководством была образована Республика семи островов. Адмирал принимал личное участие в разработке нового законодательства.

По возвращении на родину Ушаков не получил со стороны царя и правительства настоящего признания. В начале 1802 года он был назначен командующим Балтийским галерным флотом, что по существу означало отстранение знаменитого флотоводца от боевых дел, так как значение галерного флота в тот период становилось второстепенным, а в 1807 году Ушаков вовсе был уволен в отставку. Во время Отечественной войны 1812 года Ушаков был избран начальником Тамбовского народного ополчения, но, прикованный тяжелой болезнью к постели, не смог принять участия в военных действиях. Сожалея, что ничем значительным он не может помочь родине, Ушаков со свойственной ему щедростью отдал свои сбережения в пользу разоренных врагом жителей с просьбой не оглашать его имени. Умер Федор Федорович 4 октября 1817 года в уединении в своей усадьбе в Темниковском уезде Тамбовской губернии.