По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Новомученики Церкви Русской – уроженцы Вельского уезда Вологодской области

17 июня в выставочном зале Вельского краеведческого музея им. В.Ф. Кулакова (город Вельск Архангельской области) прошли X Межрайонные православные краеведческие Кирилловские чтения. Мы публикуем текст доклада руководителя комиссии по канонизации Рыбинской епархии иерея Иннокентия Кулакова, который принял заочное участие в Кирилловских чтениях.

Кто такой – православный святой? Святой – значит Божий, тот, в ком действует, производит Свое действие Бог. «Яко СВЯТ ЕСИ, БОЖЕ наш, и во СВЯТЫХ почиваеши, и тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков…», - провозглашает священник на полиелейной службе. Путь жизни святого есть путь чада Православной Церкви. Святых канонизируют – как пример для других христиан.

В ХХ веке множество православных христиан приняли мученическую кончину от атеистической советской власти. В России период безбожных гонений начался в 1917 году и формально завершился в 1990 году. За это время по разным оценкам пострадало от 30 до 70 тысяч человек, проходивших по «церковным делам». Среди прославленных к общецерковному почитанию также присутствуют уроженцы Вельского уезда Вологодской (ныне Архангельской) области.

Мученица Аполлинария Тупицына

Родилась в дер. Шелюбинской Вельского уезда Вологодской области в 1878 году. После окончания прогимназии в Вельске была насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря в Великом Устюге, где было Епархиальное женское училище. Вероятно, там она получила первые медицинские знания, стала сестрой милосердия и фельдшером.

Первый раз была арестована в монастыре в 1919 году. В Устюжском архиве найдены соответствующие документы.

После разорения монастыря бывшая сестра милосердия перебралась в Москву. Родственники вспоминают, что она никогда не расставалась со своим фельдшерским саквояжем, лечила людей, обращавшихся к ней за помощью, также зарабатывала стиркой белья, трудилась няней. Однако все свободное время она отдавала церкви.

Ежегодно будущая мученица приезжала в родную деревню Шелюбинскую, где ее с нетерпением ждали родные. Свою первую дочь младший брат Аполлинарии Петровны Григорий, участник Первой Мировой войны, назвал в ее честь – Аполлинарией. Все свои заработки Аполлинария Тупицына тратила на помощь родным в деревне и благоукрашение храмов. Родственники так вспоминают об этом: за излечение одного из местных жителей Аполлинарии Петровне предложили деньги и стройматериалы. Отказываясь от личной оплаты, она сказала выздоровевшему: «Мне не надо ни денег, ни досок, - лучше часовню в своей деревне отремонтируйте».

Последние годы жизни в Москве Аполлинария Петровна была прихожанкой церкви Знамения Пресвятой Богородицы, что в Переяславской Ямской слободе, близ Крестовской заставы. Она была арестована 17 сентября 1937 года.

Выяснив ее образ жизни, следователь вполне удовлетворился показаниями лжесвидетелей и не стал добиваться признаний в антисоветской деятельности.

13 октября 1937 года Аполлинария Тупицына была расстреляна на Бутовском полигоне под Москвой.

Священномученик Николай Кулаков

Родился в 1876 году в городе Вельске Вологодской губернии в семье крестьянина Константина Кулакова. Окончив Вельское двухклассное городское училище, он до 1912 года служил помощником бухгалтера в вологодском губернском земстве, а затем – писарем. Его хорошо знал викарий Вологодской епархии, епископ Вельский Антоний (Быстров), который в 1912 году рукоположил его во священника к одному из вологодских храмов.

В 1913 году отец Николай был назначен служить в храм Митрофаньевского подворья в Санкт-Петербурге, одновременно исполняя обязанности секретаря архиепископа Вологодского Никона (Рождественского), члена Государственного совета и Святейшего Синода, жившего постоянно в Санкт-Петербурге. На подворье отец Николай служил до его закрытия, затем служил во Владимирском соборе и Покровской церкви.

Его доброе служение и благочестное окормление духовных чад снискали любовь многих прихожан.

Отец Николай был арестован 22 декабря 1933 года и заключен в одну из ленинградских тюрем.

Будучи допрошен, отец Николай открыто изложил суть своих религиозных убеждений. «По своим политическим убеждениям, я считаю себя монархистом, – сказал он. – В вопросах религиозных я считаю себя идейным христианином, отдающим себя всецело делу единой Православной Церкви, вплоть до мученичества, когда это будет от меня требоваться. Мой долг – воспитать окружающих меня в вере, благочестии и нравственности…»

25 февраля 1934 года тройка ОГПУ приговорила отца Николая к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в Севвостоклаг.

В лагере о. Николай был арестован повторно. Следователь требовал признаться в участии в антисоветской группировке, возглавляемой архиепископом Онуфрием (Гагалюком), в которую входит заключенное в лагере духовенство. Будущий священномученик категорически отказался подтвердить лжесвидетельство: «О существовании контрреволюционной группировки я не знаю. Антисоветской агитации никто не ведет. Я лично тоже антисоветской агитации не вел».

В марте 1938 года арестованные святители и духовенство были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму.

17 марта 1938 года тройка НКВД приговорила их к расстрелу.

1 июня 1938 года священник Николай Кулаков был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле.

Преподобноисповедница Мария Корепова

Родилась в 1877 году в деревне Маурино (ныне Хребтовская) Вельского уезда Вологодской губернии, жила с родителями, мужа у Марии не было.

В 1919 году поступила послушницей в Спасо-Преображенский Севастьяновский Сохотский женский монастырь (Пошехонского уезда Ярославской губернии). Есть сведения, что Мария приняла монашеский постриг.

После закрытия монастыря в 1928 году она была вынуждена переехать на жительство в г. Пошехонье Ярославской области, и поселилась там вместе с другими изгнанными монахинями.

Сначала монахиня Мария работала по найму батрачкой, а незадолго до ареста ей удалось устроиться санитаркой в больницу.

В 1936 году монахиню Марию Корепову арестовали, а через год, в 1937 году, осудили как «участницу к/р группы "тихоновской" ориентации». Ее обвинили в «контрреволюционной агитации, распускании слухов о голоде, клевете на советскую власть».
На всех допросах мать Мария вела себя самоотверженно и твердо, категорически отрицая участие в антигосударственной деятельности и не оговорив никого из заключенных вместе с ней. Приговор – пять лет исправительно-трудовых лагерей на Дальнем Востоке.

О лагерной жизни в заключении преподобноисповедницы нам не известно.

По архивным данным Пошехонского отдела ЗАГС, Мария Корепова скончалась после возвращения из Севвостлага в г. Пошехонье Ярославской области в 1945 году.

В завершение доклада хотелось бы призвать юных и опытных историков, изучающих родной край и местные архивы, более активно заниматься темой новомучеников и исповедников русских, расширяя знания о них и исторической эпохе, в которую они жили и подвизались.

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!

На фотографиях:

1.Сестра милосердия Аполлинария Тупицына. Фото – предположительно времен Первой Мировой войны.

2. Икона мученицы Аполлинарии.

3. Священномученик Николай Кулаков.

4. Монахиня Мария Корепова.

5. Икона преподобноисповедницы Марии.

Фотогалерея