По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Воскресный день с православными Баден-Бадена

Мы с матушкой идем по набережной вдоль реки Оос. Хотя по нашим русским меркам назвать эту реку - «рекой» трудно, так - ручей. И бежит этот ручей по вымощенному брусчаткой руслу, среди парковой зоны, ухоженной и грамотно распланированной. Трава, несмотря на февраль, зеленеет, туманное утро постепенно согревается солнцем.

набережная реки Оос

Набережная реки Оос

Наш путь лежит мимо известных по открыткам и путеводителям зданий - Тринкенхалле, Курхауса и Театра. Справа возвышается лесистый холм, внутри которого зарождаются знаменитые на весь мир термальные источники. Они притягательны своей целительной силой со времен Римской империи. Поток отдыхающих и оздоровляющихся не иссякает и сейчас, в ХХI веке. Желающих погреться, укрепить суставы, успокоить нервы в горячих ваннах хоть отбавляй даже в это февральское межсезонье.

февральский парк

Февральский парк

Дальше пешеходная дорожка выводит к мостику через реку. Нам надо налево, мимо костела и старинных особняков, веющих таинственностью старинных гранд-отелей и фахверковых домов на улицу Лихтенталер. Еще один поворот - и мы у цели: перед нами за светофором Преображенская церковь Баден-Бадена.

Преображенский храм

Храм, построенный в классическом русском стиле, на первый взгляд кажется неестественным включением в это окружение из типичных немецких домиков. Но, присмотревшись внимательно, отмечаешь, что это и есть тот драгоценный камень, который опытный ювелир обрамляет причудливой оправой, соединяющей одно и другое в гармоничное целое.

Это каменное чудо построили русские в 1882 году. Баден-Баден и сейчас считается в Германии самым русским из всех городов, хотя находится в юго-западном углу страны недалеко от границ Франции и Швейцарии. Приезжали сюда из России отдохнуть на воды богатые и знатные, князья и купцы, писатели и художники, но ведь они были «нормальными», то есть православными русскими. И нет ничего удивительного, что и тогда, и теперь нормальный русский человек не представляет себя без места для общей молитвы, для Литургии. Поэтому наши предки, приезжавшие сюда во времена Тургенева и Достоевского, добились разрешения воздвигнуть в горной долине Шварцваальда православный храм. А мы можем с гордостью сказать, что он стал не меньшим украшением города, чем знаменитые местные замки, термы и древние кирхи.

Вчера на всенощном бдении мы уже познакомились с настоятелем храма протоиереем Александром, и сегодня утром собираемся вместе отслужить воскресную литургию. В храме уже много народу. Кто-то покупает свечи, кто-то стоит и ждет исповеди, собирается клирос, в алтарь заходят пономари - обычное движение перед службой.

интерьер Преображенского храма

Интерьер Преображенского храма

Проскомидию о. Александр уже совершил, мне остается только облачиться и помочь тем, чем я могу быть полезен в текущий момент.

В назначенное время звучит возглас. Воскресная служба началась. Диакона на службе нет, поэтому мы чередуем ектеньи и возгласы между собой. Этот храм находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Зарубежом. Как замечательно, что каноническое общение двух разошедшихся после катастрофы 1917 года ветвей Русской Церкви было восстановлено около 10 лет назад. В Русском Зарубежье как светском, так и церковном, свято и трепетно хранили традиции покинутой родины, поэтому чинопоследование богослужения, слова возгласов, некоторые другие церковные обычаи немного отличаются от привычных нам. Иногда батюшка Александр дает соответствующие пояснения, отвечая на мои вопросы с этим связанные. Божественная Литургия динамичная служба: уже и Евхаристический канон завершился, пропели «Отче наш...» Еще несколько минут и о. Александр выходит с чашей к народу.

Божественная Литургия

Через отверзтые Царские врата я вижу, что небольшой по площади храм полон. Причастников было от 40 до 50 человек: в основном люди среднего возраста, подростки, дети и немного пожилых. Служба закончилась, и мы спускаемся в цокольный этаж храма на трапезу. Она по-немецки обильна.

Само собой началось непринужденное общение. Мы интересуемся, чем живет и чему радуется Русское Православие в Германии? Баден-баденские прихожане спрашивают о церковной жизнь в России. Мы рассказываем о Рыбинской епархии, где я служу, о событиях в Русской Церкви, вспоминаем интересные случаи из приходской практики, и о многом другом, о чем могут говорить добрые друзья. Большинство молившихся сегодня в Преображенской церкви Баден-Бадена уехали из республик бывшего СССР в 1990-е, хотя есть переселенцы 2000-х. Кто они? - немцы-репатрианты и члены их семей, специалисты, нашедшие работу в Германии, русские студенты местных университетов, молдаване и украинцы… Но все они, оказавшиеся по разным причинам вне пределов Отечества, какой бы национальности ни были - русские «по духу». Кто-то живет лучше, кто-то попроще, но всех их сейчас, сегодня объединяет Христос под сводами этого заложенного в давние времена нашими предками храма, как незыблемого «острова Православия» на просторах стремительно теряющей веру Европы.

Мы очень рады доброму общению. Прощаемся и приглашаем наших новых друзей приехать к нам: увидеть соборы и храмы Рыбинска, Романова-Борисоглебска (Тутаева), других городов и весей нашей обширной и живописной волжской епархии.

Снова идем по бесснежным улицам зимнего немецкого города, вдоль набережной реки Оос… Но почему-то в уме и сердце нет ощущения, что мы за границей, что до нашего родного города более 2000 км. Даже здания и архитектурные объекты, встречающиеся по дороге, уже не удивляют нас своей необычностью для русского глаза и тщательной упорядоченностью.

Точно так же, немного усталыми, спокойными и умироворенными, мы привыкли возвращаться после воскресного богослужения из нашего храма на берегах реки Волги.

Видимо, это чувство сопричастности едино для нас, вне зависимости от места, где мы находимся. Мы - едины с теми, с кем сегодня молились в это воскресное утро. Мы - едины в своей, не побоюсь этого слова - «русскости». Мы - едины с нашими соотечественниками за рубежом в нашем Русском Православии…

Как хорошо, что такое чувство еще дает нам Господь Иисус Христос.

Слава Богу за все! Аминь.